|
В библиотеку новые материалы mail to: Planetsite@bk.ru Содержание: Техника и методика йоговской медитации для достижения абсолютного состояния.
От составителя Глава 5. Преодоление вторгающихся мыслей. Всякие события, каждая вещь имеет свои приятные и неприятные стороны, и последние исчезнут для вас лишь тогда, когда вы научитесь смотреть на них, на встречающиеся явления и на людей сверхлично. Пока вы будите смотреть на них исключительно с точки зрения их влияния на вашу собственную ежедневную жизнь и на ваши чувства, ум ваш будет уноситься во все стороны, гонимый дующими отовсюду ветрами. Он будет окружен мыслями, вызывающие чаще всего эмоции беспокойства, сожаления и обиды. Эти мысли остаются большей частью скрытыми, когда вы поглощены какой-либо физической работой или какой-либо умственной деятельностью, имеющей физическую основу. Но лишь только вы освободитесь от такого рада деятельности и захотите отдаться сосредоточению, особенно если сосредоточение отвлеченное, вы чувствуете это воздействие непрошеных мыслей, которое в таком случае бывает неприятно. Поэтому столь важно ослабить и разрушить эти ассоциации, влекущие за собой столько внутреннего волнения. Достигнуть этого можно лишь тем, если люди и вещи рассматривались нами не по отношению к нашей личности и жизни, а сами по себе, как создатели своей собственной судьбы, в которой мы можем сыграть благую или отрицательную роль, смотря по желанию. В применении к жизни это значит, что вы должны приучить себя смотреть на поступки, побуждения, слова и поведения другого человека не с точки зрения ваших интересов и вашей жизни, а сточки зрения его интересов и его жизни. При подобном взгляде на человека вы будете следовать и вашему собственному совершенствованию, ибо единство человеческой жизни делает то, что каждый выигрывает, делая добро другому. Если вы будете рассматривать людей с точки зрения собственной выгоды, вы пойдете против Великого Закона, и результатом будет раздражение и недовольство, которые подорвут вашу силу и ваш покой. Корыстное отношение к людям препятствует накоплению личного опыта и мыслей, и истинное сосредоточение не может быть достигнуто, пока вы не разорвете такого отношения к другим. Состояние ума во время этого сосредоточения и состояние его в остальное время, взаимно влияют друг на друга, и если вы можете в значительно степени потушить в себе беспокойство, жадность, зависть, ревность, гнев, гордость и раздражение, вы в такой же степени обеспечите себе и сосредоточение. Если вы сумели сказать: «я хочу», вы достигните успеха, и ваше сосредоточение не будет нарушено докучливыми мыслями и эмоциями, которые населяют окружающее вас пространство. Если вы скажете: «я хочу», вы не можете быть рабом желаний. Если вы же поймали себя на таком рабстве, это будет означать, что на самом деле вы еще не хотели. Разберитесь в фактах вашей жизни и решите:
1. какая главная цель вашей жизни; 2. какие у вас второстепенные цели, вызванные долгом, слабостями, наклонностями, для подавления которых вы не чувствуете себя достаточно сильными; 3. какие вещи в вашей власти, и до какой степени, и какие в не вашей власти, что для этого надо выполнить. Первое (1 ) - должно быть предметом вашей сосредоточенности, размышлений и медитации; Второе (2) – составляет главную часть вашей повседневной жизни; Третье (3) – должно помогать выполнять первое и второе спокойно и разумно, чтобы с одной стороны не напрягаться под непосильной тяжестью, а с другой стороны не впадать в уныние от препятствий, которые можно или преодолеть или обойти.
Возьмите привычку каждое утро сесть и спокойно продумать об этом.
Итак, вы садитесь для медитации, прежде всего, спросите себя: «Что я буду делать?». Отвечайте с полной точностью. Затем задайте себе вопрос: «Почему я буду делать то-то и то-то? Какие мысли могут помешать мне в это время? Дайте всем этим мыслям выступить на смотр. Не прогоняйте их поспешно и резко, а скажите спокойно по очереди: «Здравствуйте! Несомненно, твое дело очень спешное, я займусь им серьезно и основательно позднее, и постараюсь дать тебе полное удовлетворение, а теперь я занят другим, и потому до свидания». При таком обхождении посетители вынуждены будут молча откланяться. Они увидят, что вы отвели подобающее им место в распорядке вашей жизни и на ту малую дозу мысли, которую вы уделите им, они мирно просуществуют, пока не умрут. Среди навязчивых мыслей есть разряд особенно настойчивых. Тогда остановитесь, посвятите несколько мгновений ее рассмотрению. Скажите ей: «Послушай, не мешай мне! Я займусь тобой в пять часов», и сдержите данное слово, и тогда продумайте мысль до конца, удовлетворив ее требования. Если же она все-таки будет приставать, обсудить – имеет ли она связь с тем, что в вашей власти. Если имеет, примете решение сделать что-либо в ее пользу. Если не в вашей власти удовлетворить ее, тогда не примите решение, что она вас не касается, и больше вы не будите думать о ней. Есть еще разряд навязчивых посетителей, которые являются, по-видимому, от других умов, а так же от окружающих нас предметов. К ним необходимо относиться с особой вежливостью и почтительностью. Обычно они не возбуждают особых личных волнений. Слова, образы, числа, мысли понятные и непонятные, носятся перед вашим сознанием, часто они не имеют ни какой связи с событиями, целями и эмоциями, которые владеют нашей повседневной жизнью. Если сосредоточение активно и ум работнет усиленно, эти носящиеся появляются и исчезают, и хотя возможно видеть их плывущими мимо, они не будут овладевать вашим сознаниям без нашего согласия. Если же вы найдете, что какая-то из этих несущихся мыслей становится устойчивой и напористой, это значит, что ей удалось лично заинтересовать вас. Вот почему в вас поднялось некоторое нетерпение, раздражение или беспокойство. В данном случае, носящая мысль нашла родственника, спящего в вашем уме пробудила его к деятельности. Тогда вам следует относиться к ней, уже как к своей личной и поступить в соответствии с ней. Позднее, когда упражнения дадут нужный покой и сосредоточение, можно будет подробнее исследовать проносящиеся мимо мысли, но пока всякая остановка на них отвлекает ваше внимание. |